
В РХТУ имени Д.И. Менделеева 12-14 марта 2013 года состоялась Международная научно-практическая конференция школы молодых ученых и студентов «Образование и наука для устойчивого развития», посвященной 150 летней годовщине со дня рождения В.И. Вернадского.
С докладом по теме: «Повышение мотивации к усвоению экологической компоненты образования для устойчивого развития при проведении практических занятий на городских особо охраняемых природных территориях» выступил профессор, доктор технических наук, главный специалист ГПБУ «Управление ООПТ по ЗАО» В.А. Кузнецов.
Повышение мотивации к усвоению экологической компоненты
образования для устойчивого развития при проведении практических занятий на городских особо охраняемых природных территориях
Кузнецов В.А., Беднова О.В.,
Бирюков А.Е., Подольская И.К., Шумилов А.В.
1 — РХТУ имени Д.И. Менделеева
2 — Московский государственный университет леса;
3 — ГПБУ «Управление по ООПТ ЗАО города Москва»
Повышение эффективности мотивации усвоения знаний происходит, как известно, когда учащийся видит необходимость их приобретения при выполнении определенной работы, которая вносит вклад в решение общей задачи. Для повышение эффективности мотивации усвоения знаний экологической составляющей образования для устойчивого развития, на наш взгляд, целесообразно информировать учащихся об использовании материалов, полученных в ходе практических занятий для научных целей. В частности информация, которая получена в ходе проведения практических занятий учащихся на городских особо охраняемых природных территориях может быть использована для мониторинга их состояния.
Организация таких практических занятий требует создания специальных методических разработок ориентированных на различные группы учащихся и преследующих различные цели в области экологического просвещения и экологического образования. В связи с этим, были разработаны и апробированы методические рекомендации по организации:
• школьного экологического мониторинга водных объектов;
• мониторинга состояния лесных экосистем в условиях рекреационного воздействия при проведении практических занятий студентов;
• практических занятий по почвоведению для студентов специальности «Природопользование»;
• оценки степени загрязнения атмосферного воздуха, акустического загрязнения и радиационного фона при выполнении курсовых и дипломных работ студентов
Под школьным экологическим мониторингом (ШЭМ) понимается часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности.
Работу по организации школьного экологического мониторинга водных объектов целесообразно разделить на три составляющие:
1. Теоретические занятия;
2. Практические занятия в классе;
3. Практические занятия в полевых условиях.
При проведении теоретических занятий следует провести вводные занятия по следующим темам:
▪ Основные понятия экологии;
▪ Цели и задачи мониторинга водных объектов;
▪ Основные показатели качества водных объектов;
▪ Вклад школьного экологического мониторинга в общую информацию о состоянии водного объекта.
На практических занятиях в классе необходимо познакомить учащихся с определением органолептических (цвет, запах, прозрачность) и основных гидрохимических (рН, щелочность, жесткость, минерализация и др.) показателей качества воды.
Практическая работа в полевых условиях делиться на три этапа.
На первом этапе необходимо провести рекогносцировочное обследование береговой линии водоема. В ходе такого обследования следует составить линейную схему объекта с указанием мест впадения водовыпусков и притоков, дать описательную характеристику состояния берегов и водной растительности, выбрать места расположения контрольных створов.
На втором этапе целесообразно провести определение основных гидрологических показателей водоема (глубина, скорость течения, расход воды и др.), определить органолептические и гидрохимические показатели качества воды в контрольных створах, принять участие в отборе проб воды для определения ее качества в лабораторных условиях.
На третьем этапе работ составляется график наблюдений и проводится систематические наблюдений за качеством воды в контрольных створах.
Полученные в ходе мониторинга данные передаются в отдел мониторинга данной ООПТ.
Практические занятия по проведению мониторинга состояния лесных экологических систем в условиях рекреационного воздействия предлагается проводить в соответствии со следующей программой:
1.Оценка состояния древостоя.
Эта часть работы включает сбор данных о структуре древесного полога (состав, возраст, вертикальная структура), степени его жизнеспособности, в т.ч. поражённости вредителями, болезнями и другими факторами ослабления.
2.Оценка санитарного состояния насаждений.
Оцениваются величина, структура, характер агрегации в насаждении древесного отпада.
3. Оценка состояния естественного возобновления и подлесочного яруса.
Этот этап мониторинговых исследований важен для прогноза развития фитоценоза и характера возможных сукцессионных смен. Проводятся учеты подроста по породному составу, происхождению, группам высот, густоте, приросту в сочетании с оценкой по категориям состояния и поврежденности фитофагами из числа беспозвоночных и позвоночных животных, поражённости болезнями, повреждённости абиотическими факторами. Периодические учеты такого рода позволяют оценить успешность естественного возобновления, выявить виды, имеющие значение для эндогенных сукцессий лесных сообществ.
4. Геоботанические описания. На этом этапе проводится описание травяно-кустарничкового яруса и напочвенного покрова с комбинированной оценкой обилия-покрытия и анализом структуры эколого-фитоценотических групп видов. Использование индикационных свойств этого компонента фитоценоза позволяют охарактеризовать лесотипологические особенности экотопа и оценить степень его нарушенности. Наблюдения за изменениями общепринятых геоботанических характеристик лесного сообщества можно успешно совместить с мониторингом видов растений, имеющих природоохранный статус или претендующих на его присвоение (например, для подготовки региональной Красной книги или других природоохранных кадастров и т.п.)
По результатам полевых учетов и их обработки составляется описание лесного биогеоценоза, фиксируемое в Паспорте биогеоценотической характеристики.
Методические рекомендации для практических занятий по почвоведению для студентов специальности «Природопользование» разработаны на основе программы курса почвоведение в котором предусмотрены лабораторные работы, связанные с определением морфологических признаков и некоторых физико-химических характеристик почвенных образцов.
В ходе проведения работ студенческого практикума предлагается в качестве образцов использовать почвы отобранные самими учащимися на городских особо охраняемых природных территориях.
Для отбора проб почвы, обследуемая площадь делится на ряд более мелких участков, на каждом из которых, проводится отбор средней пробы почвы и, после изучения в лаборатории, составляется паспорт почв данной пробной площадки и дается ее характеристика.
Полученные данные обобщаются специалистами отдела мониторинга ООПТ и сводная информация анализируется в ходе учебного процесса.
Методические рекомендации для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха, акустического загрязнения и радиационного фона на городских ООПТ разрабатывались для выполнения отдельных курсовых и дипломных работ студентов.
Разработанные методические материалы для проведения практических занятий различных групп учащихся - школьников при проведении мониторинга водных объектов, студентов в период практики на лесных участках ООПТ, позволяющие получить дополнительную научно-техническую информацию о состоянии отдельных компонентов экосистем.
В рамках договоров о содружестве и школьных экологических кружков в течении 5 лет проводится апробация разработанных методических рекомендаций при проведении практические занятия на территориях ООПТ ЗАО. Преподаватели отмечают значительное повышение интересов учащихся к получению экологических знаний, лучшее их усвоение и рост компетенций учащихся.